среда, 2 декабря 2009 г.

Игры со временем

Многие начинающие agile команды наверняка испытывают проблемы с планированием. И наша команда тоже через это прошла. Мы долго и упорно пытались планировать время, строить графики сгорания, пока не поняли что смысла не будет. И теперь начинаю понимать - почему...

Не нужно планировать время.

Очень много времени в SCRUM тратится на планирование. Мало того, что мы должны разделить все истории на задачи, мы еще должны, как дураки, оценивать время играя в карты.

Программистам не нужно время. Дайте программисту четко поставленную задачу и не отвлекайте, пока не будет готово.

Время - это больше для руководителей. Это им интересно знать сколько часов отработал каждый (что в принципе противоречит комадной разработке), сколько часов осталось до релиза и сколько историй можно пропихнуть в следующую итерацию, чтобы было готово вчера. Это все голая статистика, и у продукт оунера есть все возможности для ее сбора и анализа. :)

Чтобы программисты могли точно оценивать время - нужен большой опыт. Причем опыт именно в предсказании времени :). Можно прекрасно представлять себе объем работ, но постоянно ошибаться со сроками.

Кроме того, можно достаточно легко представить сколько времени займет очередное изменение, но конкретно плавать в оценке сроков задач, которые предстоит сделать под конец итерации, потому что объем предварительных измнений - только в головах...

И это тоже проблема. Поэтому не надо планировать все задачи сразу.

Если вы планируете внедрять SCRUM - послушайте моего совета. На бумажках нельзя писать абстрактные и неконкретные вещи. Каждая бумажка должна представлять из себя конкретную задачу для одного человека. Не получается чтобы по одной бумажке и программист программировал и тестер тестировал. Не пойдет скрам. Бумажки будут мотаться по доске без видимого результата. Еще раз: конкретная задача для одного человека. Взял, сделал, done, без вариантов!

Но тут возникает проблема, потому что не всегда можно расписать на конкретные задачи то, что не понятно или неизвестно. Я думаю - что и не нужно. После этого поклонники настоящего скрама закидают меня гнилыми помидорами, но я продолжу. Даже если фича описана конкретно - все шаги по ее реализации сформулировать на раннем этепа крайне сложно. Это только идеальные команды в вакууме могут это сделать.

Это чем-то перекликается с GTD Дэвида Аллена. Тем, что все запланировать практически нереально, но первое конкретное действие легко определяется почти всегда (Или фичу нужно сразу вернуть оунеру).

Вероятно на этом принципе держится Канбан. MMF - достаточно крупное понятие, и программист должен видеть конкретные действия, которые способны продвинуть задачу вперед. На доске место для них не предусмотрено. И если конкретности вИдения не достает - то канбан не пойдет, встанет.

В SCRUM проще. Мы разбиваем задачу на работы и прикидываем время выполнения этих работ. Только проблема в том, что если работа неконкретная, то и время выполнения получается неконкретное, и следовательно вряд ли оно будет соблюдено.

И получается, что время не играет роли. Если задача и действия по ней конкретные - она будет двигаться вперед, в противном случае мы будем топтаться на месте. А время - чисто статистическая характеристика, нужная, как я уже сказал, только PO.

Но это вовсе не означает что время совершенно не нужно для программистов.

Программирование - процесс творческий. И зачастую связанный с познанием неизведанного. А познание неизведанного - процесс крайне трудно поддающийся планированию. Когда речь идет о неизведанном - разговоры о времени неуместны? Еще как уместны!

Для начала нужно конкретно сформулировать для себя - что ты хочешь познать, ибо правильный вопрос содержит в себе половину ответа. После этого конкретно оценить сколько времени это может занять. Даже если по истечении указанного времени просветления не наступает - работа закончена, и ты можешь, на основании полученного опыта, сформулировать для себя новый вопрос, поиску ответа на который и посвятить следующие n часов. Но не больше. :)

То есть просто временной лимит. Который, следует заметить, для конкретной работы не просто не нужен - а даже вреден, поскольку вносит лишний нервирующий фактор. Риск неуложиться во время, демотивация, и тд и тп...

Вот где-то такие мысли у меня по поводу agile. Не SCRUM, не Kanban...

PS: Опять давно ничего не писал, мыслей вроде много, а писать - руки не доходят. Как с этим бороться?