среда, 7 мая 2008 г.

Бесшумный компьютер (часть 2)

Вчера мою жену с дочкой выписали из роддома, и актуальность бесшумности моего компа значительно возрасла... :)

Процессор у меня, как я уже говорил, не слишком мощный. Я его (компьютер) слепила из того, что было :)... Pentium4 2Hz, из ранних, еще даже без HT. Подозреваю что с топовыми моделями процессоров фокус с пассивным охлаждением может и не прокатить. Но все зависит от того, что ставится во главу угла. Производительность - враг бесшумности.

Кроме того при покупке радиатора стоит обратить внимание на раскладку материнской платы и на расположение компонентов в корпусе. Бывает так, что непосредственно над процессором нависает блок питания, что делает просто физически невозможным установку 15-сантиметрового радиатора. Бывает что блок питания или платы расширения находятся слишком блозко к сокету, что не дает возможность воткнуть туда низкий и широкий радиатор. Но мне в этом плане повезло, Mugen имеет размеры 12х8см, то есть по ширине он практически соответствует стандартному. Блок питания был близко, но это не помешало установить радиатор. Правда блок питания всеравно пришлось откручивать, чтобы иметь возможность закрепить радиатор и разъемы питания теперь не доступны без снятия БП. Вообще мой корпус невелик и не дорог. Есть дорогие просторные и тяжелые (сделанные из толстого, пятимиллимерового аллюминия) корпуса, но пока я постараюсь обойтись без них.

Были некоторые опасения на тот счет, что эта 950-граммовая дура будет под своим весом отгибать материнскую плату. Но нет, тугой крепеж, надежно закрепленная материнская плата и радиатор держится и не собирается падать. А чтобы спалось спокойнее, я сделаю вот что. Я уже упоминал что у меня маленький и дешовый корпус. Он настолько мал, что крышка теперь не закрывается. Но я потом прорежу в крышке отверстие, он уже не сможет упасть, а если сделать отверстие поточнее, то он вообще будет опираться на крышку корпуса, а заодно передавать ему свое тепло.

Для вентилятора место осталось, только я не вижу в нем необходимости. Как я не пытался его разогреть - lm_sensors показывает 36 градусов. Может врет конечно, но BIOS показывает не намного больше, 43. Тот же самый lm_sensors, с тем же самым драйвром датчика на работе показывает 58 градусов в состоянии покоя, наверное много пыли в системном блоке.

Теперь потихоньку думаю, когда я смогу приобрести себе безвентиляторный блок питания. Думаю в июле смогу, до июля осталось не очень много времени. И тогда последний вентилятор исчезнет из моего компьютера и самым громким устройством останется наверное клавиатура. Шучу конечно, самым громким будет винт, но с его шумом тоже можно будет побороться.

В любом случае история еще не закончена, продолжение следует.

13 коммент.:

Анонимный комментирует...

Так это ты теперь дважды папа?! Молодца! Поздравляю!!!

Андрей Валяев комментирует...

Да вот, да... спасибо. :)

Анонимный комментирует...

Поздравляю, отец-героин!
А блок питания можно взять современный. У новых БП вентилятор не 80мм сзади на вытяг, а 120мм снизу, втягивает воздух в БП с внутренней стороны. Такие вентиляторы абсолютно бесшумны.

Андрей Валяев комментирует...

Есть блоки питания и без вентиляторов тоже. Поскольку нагрузки особой мне не требуется я думаю именно о таком. В июле выклянчу в подарок на ДР :)

PS: Пожаловаться чтоль на google за то, что неуважительно пишет мое имя с маленькой буквы... что за нафиг?

Анонимный комментирует...

К стати по поводу современных процессоров. Они греются не сильнее старых (за исключением самых мощных), стандартная потребляемая мощность 65Вт (и то только при полной загрузке).
Но суть не в этом. У них более высокий коэффициент потребление/производительность. К примеру если такой процессор включить на пониженной частоте, то получится производительность как у старого процессора, но при этом с гораздо меньшим потреблением энергии. Впрочем все современные процессоры умеют сами понижать свою частоту при неполной занятости.

Андрей Валяев комментирует...

Ну что касается старых процессоров, то некоторые из них вообще обходились даже без радиаторов (i386 :)...

А в остальном ты конечно прав. Уровень нагрева процессоров уже не первое поколение оных поддерживается в разумных пределах до 60-70 градусов.

Причем процессоры одной линейки нарезают собственно из одних пластин. Если кристалл проходит тесты - получает топовую частоту, не проходят тесты - частоту понижают. :) Соответственно вместе с частотой понижается и тепловыделение.

Если хочешь холодный комп - забей на топовые процессоры и бери какой нибудь маломощный из последней серии.

Анонимный комментирует...

А вот и MDF компьютер для MDF системы:
http://www.ixbt.com/news/hard/index.shtml?10/52/49

Андрей Валяев комментирует...

Симпатичный, и цена невелика. за 85 баксов мать с процом...

Кстати идея не нова. миникомпы делались, делаются и будут делаться. Например вот Soekris, хотя у него конечно заточка особая.

А MDF всеравно, она будет работать везде. :)

Анонимный комментирует...

Андрей, бесшумные компьютеры продаются здесь. Мы брали для эфирной студии - компьютер от silentcomputers действительно практически не слышно.

Андрей Валяев комментирует...

Какой-то у них непрофессиональный подход к тишине. Про вентиляторы - ни слова, про шум винта - не слова. Один корпус не спасет от шума полностью.

Это я в выборе компьютера смотрел. в статьях там много чего написано.

Но это всеравно не мой путь. :) Я компьютеры в сборе не покупаю.

Анонимный комментирует...

Не, ну конечно самому собрать "под себя" интереснее :) Просто для нас вопрос цены особо не стоял, а заморачиваться не хотелось.
Оказалось что у них какие-т нестандартные кулеры, к тому же работающие на пониженных оборотах, а жесткий диск расположен в корпусе перпендикулярно. Сам корпус Antec, "многослойный". Блок питания необычный, расположен снизу и безвентиляторный (хотя кулер там все-таки есть, просто отключен за ненадобностью).
Мне интересно что раздражает больше - гул вентиляторов или "чавканье" насоса СВО? :)

Андрей Валяев комментирует...

Говорят насос тоже существено гудит... Не, я не сторонник СВО. Я сторонник пассивного охлаждения.

Насчет сжечь - это конечно возможно, но сжечь можно и обычную систему, если задвинуть ее в дальний угол и годами не контролировать. :)

Помимо гигантских радиаторов как у меня, для которых кулер опционально, есть и более компактные (хотя это с какой стороны посмотреть.. Zalman с диаметром 15 сантиметров тоже встанет не на любую мать/корпус.)... Кулеры понижают через сопротивление. Скорость вращения у них порядка 800-1000 оборотов.. в то время как стандартно-шумные крутятся до 4000...Есть еще активные системы, где скорость вращения кулера от температуры зависит, вплоть до полной остановки.

Вот только мне не понятно нафига винт ставить поперек? Я видел хорошие корпуса, которые комплектуются амортизаторами для винтов (специальные резинки в местах креплений)... Но поперек? теоретически вращающиеся диски не создают вибраций, значит весь треск винтов - от головки, которая обычно двигается вдоль винта...

То есть расположение винта поперек корпуса будет приводить к тому, что движения головки будут воздействовать на корпус в одном из самых неустойчивых его направлений. :) В то время как продольное расположение винта должно гасить эти вибрации инерцией корпуса. :)

А вообще если тихий винт - то это все пофиг. Вон у меня начальник на работе купил себе (типа побыстрее) Раптор... дык он шумит наверное за 30 децибел. Жутко шумный. зато 10000 оборотов :) Хотя рейд5 работает еще быстрее и тише. Это он уже потом опытным путем установил. с высококачественными фотками работает...

Андрей Валяев комментирует...

SDD - это уже крайняя стадия бесшумности.. :)
Надо сказать что обычный тихий винчестер и так не давит на уши даже самой тихой ночью. :)

Винт у меня стоит ST3802110A Segate типа... выбирал специально по тишине.. у него пиковый уровень шума - 27Дб..

В то время как самые шумные до 50Дб шумят..

Так что бесшумный комп может быть и с шумным винтом...

Кстати вот уже больше года стоит без вентиляторов - в нем совершенно нету пыли!